
Каталитический нейтрализатор (катализатор) — это один из самых важных и дорогостоящих элементов выхлопной системы, отвечающий за снижение токсичности выхлопных газов. Его неисправность не только вредит экологии, но и может серьезно сказаться на работе двигателя.
Эксперты TOFRIS подготовили исчерпывающее руководство, которое поможет вам вовремя распознать признаки поломки, предотвратить дорогостоящий ремонт и выбрать оптимальное решение.
5 ключевых симптомов неисправного катализатора
Катализатор имеет ограниченный ресурс, и его неисправность чаще всего проявляется в виде следующих признаков:
1. Снижение мощности и динамики автомобиля
Это самый распространенный и заметный симптом. Если керамические соты катализатора оплавляются или забиваются продуктами сгорания, они создают препятствие (обратное давление) для отвода выхлопных газов.
- Как проявляется: Машина "тупит" при разгоне, плохо реагирует на педаль газа, особенно при попытке обгона или движении в гору. Двигателю становится "трудно дышать".
2. Запах "тухлых яиц" (сероводорода)
В норме катализатор преобразует сероводород в диоксид серы, не имеющий запаха. Если катализатор не справляется со своей работой (или перегревается), сероводород выходит наружу, создавая характерный резкий запах.
- Как проявляется: Неприятный, едкий запах, особенно заметный при запуске или после активной езды.
3. Загорается индикатор "Check Engine"
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) постоянно следит за эффективностью катализатора с помощью двух лямбда-зондов (датчиков кислорода) — до и после нейтрализатора.
- Код ошибки: Наиболее распространенные ошибки, указывающие на неэффективность катализатора, это P0420 или P0430 ("низкая эффективность катализатора").
4. Повышенный расход топлива и проблемы с запуском
Затрудненный выход выхлопных газов может сбить работу топливной системы. ЭБУ пытается компенсировать неправильное давление и обогащает смесь.
- Как проявляется: Неожиданное увеличение расхода топлива и, в тяжелых случаях, проблемы с холодным или горячим запуском двигателя, вплоть до невозможности завести автомобиль.
5. Сильный нагрев корпуса катализатора
При забивке катализатора несгоревшие частицы топлива дожигаются прямо в его корпусе, что приводит к значительному повышению температуры.
- Как проявляется: Корпус катализатора нагревается до ненормально высоких температур (более 800 °C), что может быть опасно для находящихся рядом элементов, включая днище автомобиля.
Как проверить катализатор без снятия?
Наиболее достоверный способ распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.
Пять способов выявить забитый катализатор без демонтажа
- Самый верный способ - это проверить катализатор на противодавление. Он состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.
- Второй способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах.
- Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь. Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры. На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
- Без демонтажа и посещения СТО такую процедуру можно сделать и самостоятельно, воспользовавшись недорогим автомобильным сканером. Все что необходимо сделать — это сравнить показания лямбда-зонд на входе и выходе из катализатора. К примеру, вы можете воспользоваться мультимарочным сканером Scan Tool Pro Black Edition. Приобрести его можно на OZON или Яндекс Маркет. Ещё более дешевый прибор ELM 327 можно приобрести на Aliexpress, главное брать версию V1.5. Всего лишь нужно подключить прибор к OBD2 разъёму, скачать диагностическое приложение на телефон, например Torque, вывести на экран показания кислородных датчиков и снять показания. При нормальном состоянии лямбда-зонда и катализатора первый датчик покажет синусоиду с напряжением от 0.1-0.3 до 0.7-0.9 V. А второй датчик, отвечающий непосредственно за катализатор, должен иметь прямую линию с показаниями 0.7-1 V. Если напряжение составляет 0.5-0.7 V — катализатор подзабит. Если же показания будут меньше 0.5 V то катализатор неисправен.
- Обращение в специализированный автосервис — это достаточно не дорогой способ решить проблемы с катализатором, выполнив его качественную диагностику. Нужно лишь выбрать хорошие мастерские, где имеются соответствующие устройства для диагностики двигателя автомобиля и его выхлопной системы. В последующем мастера на основании полученных данных определят, каково состояние катализатора, можно ли его ещё использовать или же такая деталь требует замены или демонтажа. В нашем сервисе, при условии что вы будете проводить комплекс работ по удалению катализатора именно у нас, мы предоставляем эту услугу совершенно бесплатно!
Решение от TOFRIS: Как поступить с неисправным катализатором?
Когда неисправность подтверждена, у владельца автомобиля есть несколько вариантов:
1. Установка нового оригинального катализатора
Самый дорогостоящий, но наиболее правильный с точки зрения экологии вариант.
2. Установка универсального катализатора
Более доступная альтернатива. TOFRIS предлагает универсальные катализаторы высокого качества, которые соответствуют стандартам Евро-4/Евро-5.
3. Удаление катализатора и установка пламегасителя TOFRIS
Наиболее популярное решение в России. Мы удаляем неисправные соты, устанавливаем на его место фирменный пламегаситель TOFRIS из нержавеющей стали, который защитит резонатор и глушитель от перегрева. Обязательным этапом является программное отключение контроля катализатора (прошивка на Евро-2) для исключения ошибки "Check Engine" и восстановления нормальной работы двигателя.
Ваш эксперт по выхлопным системам в Тольятти и Поволжье
Не ждите, пока забитый катализатор повредит двигатель!
TOFRIS — это специализированный сервис, который более 10 лет занимается исключительно выхлопными системами. Мы гарантируем точную диагностику и качественное решение для вашего автомобиля.
- Для консультации и диагностики обратитесь к специалистам TOFRIS.
- Наш адрес в Тольятти: ул. Ларина, 141/6, бокс 70.
- Звоните (пишите):
- +7 (917) 143-92-63 (МТС)
- +7 (987) 455-07-42 (Билайн)
- +7 (927) 907-13-85 (Мегафон) обсудим вашу задачу!